Имадеддин Насими



Почтовая марка СССР, посвящённая И. Насими, 1973, 4копейки (ЦФА 4253, Скотт 4118)
Памятник в Баку
Памятник в Шамахе
НасимиНесими (псевдоним; настоящее имя Сеид Имамеддиназерб. İmadəddin Nəsimi,перс. عمادالدین نسیمی) — выдающийся азербайджанский[1][2] поэт и мистик, писавший на азербайджанском, персидском и арабском языках.

Содержание

Жизнь

Насими родился в 1370 году. Место рождения Насими точно неизвестно: в качестве предполагаемых родин называются ШиразТебризДиярбакыр[3]Шемаха и Бурса[4]Алеппо[3][5] или Багдад [5] [6]Поэт Насими свободно писал стихи на азербайджанскомарабском иперсидском языках.
Насими считается отцом азербайджанского дивана (около 15 тысяч строк), кроме того, он создал диван на персидском языке (около 5000 строк); ряд стихов Насими написал на арабском языке. Насими создал первые шедевры азербайджанской поэзии, заложив основы азербайджанского литературного языка.
Насими вырос среди ремесленников; изучал математикуастрономиюлогику и теологию. Он был знаком с художественными произведениями известных ученых-сектантов Востока, знал как азербайджанскую, так и арабскую и персидскую поэзию и философию. В начале своего творчества Насими, подобно его учителю Наими, стоял на позициях суфизма и был последователем знаменитого суфийского шейха Шибли. Кроме того он был поклонником иранского суфия и поэта X века Гусейна Халладжа Мансура, который говорил: «Я — Бог!». Так Мансур выражал сектантскую мысль, что Бог, или частица Бога в каждом из нас. В своих стихах Насими часто повторяет эту фразу. Таким образом он стал последователем хуруфизма. В его произведениях упоминаются: Джалаладдин Руми (Руми), СаадиИбн Сина, Фаридаддин Аттар. После казни Наими Насими покидает пределы ширвана и отправляется в Багдад, посещает другие города Ирака, а также Турции, где он продолжает продолжать распространять идеи хуруфизма. За это поэт неоднократно подвергался гонениям и бросался в темницу.
Насими отправляется в Сирию и останавливается в городе Халеб. Вследствие обвинений, выдвинутых духовенством, Насими был приговорён к смертной казни и должен был принять мученическую смерть. Во время ожидания казни Насими пишет ряд стихотворений под общим названием «хабсие» («тюремные)», где выразил свои горестные размышления о несправедивости властей, невежестве и продажности судей, осудивших его, и бунтарские по характеру мысли человека, остающегося до конца верным своим убеждениям. Султан Муайад приказал содрать с него кожу и выставить его тело в Халебе на всеобщее обозрение.

Анализ творчества

Поэтическое наследие Насими содержит ряд лирико-философских стихов, отражающих широту и гуманизм его воззрений. Он наделяет человека богоподопными качествами. Он пишет:
В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь.
Я — суть, я не имею места, и в бытие я не вмещусь.
Всё то, что было, есть и будет-всё воплощается во мне.
Не спрашивай. Иди за мною. Я в объяснения не вмещусь.
Природа, красота окружающего мира-вот источник, вдохновляющий поэта на его пути к познанию жизни и вселенной:
Если хочешь ты скрытые тайны узнать,
Если хочешь проникнуть в ничто,
Ароматы цветов пусть расскажут тебе о начале миров и вещей,
Если хочешь, о внемлющий, чтобы сейчас всё на свете открылось тебе,
Ты, мелодию взяв, отыщи вглубине все законы движения в ней.
Обращаясь к образу возлюблённой, он ставит её вровень с божеством, что само п о себе являлось в глазах духовенства сятотатством и богохульством.
Кто, словно ангелу, тебе не поклонился, идол мой,
Тот будет зваться сатаной, безбожьем душу умертвит.
Насими считал, что желающий постичь истину, должен стремиться понять человека, его побуждения и стремления к красоте и добру. Ибо человек для Насими-центр мироздания, его венец:
О ты, что сокровищ искал средь камней и металлов,
Ценней человека сокровищ ещё не было!
Гуманизм Насими связан именно с его пониманием высокого назначения человека, ощущением безграничности его возможностей.
Мир не стоит, так пусть твои придут в движенья дни.
Мир блеском, мишурой покрыт-обманчивы они.

Не станет время ждать тебя, оно уйдёт вперёд.
О прозорливый, в этот мир поглубже загляни.

Богатсво всей земли-тщета, пойми, о господин!
Все блага мира от себя с презреньем отними!

Но если любишь — за неё, избранницу души,
Хоть палачу отдай себя, хоть сам казни.
Творчество Насими носило бунтарский характер, оно призывало к борьбе с социальной несправедливостью, против насилия над личностью, тирании и жестокости правителей. Его стихи воспевали красоту и разум человека, служили освобождению личности от всякого рода условнестей, отказу от аскетизма, фанатизма и религиозных догм.